Пятница, 16.04.2021, 22:32
Приветствую Вас, Гость

Финансовая грамотность дошкольников

      Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья – это «реальная экономика» и в ней «…дети не учатся жить, а живут…» (Е.А. Аркин)

         В последнее время педагоги дошкольных учреждений всё чаще обращают внимание на такое направление образовательной деятельности как формирование первичных экономических представлений у воспитанников.
         Важность экономической подготовки детей дошкольного возраста обусловлена низкой финансовой грамотностью общества, а также необходимостью интенсивной просветительской работы по формированию у подрастающего поколения экономического сознания, экономических представлений и экономических отношений.
Цель: социальное и экономическое образование детей дошкольного возраста в процессе адаптации к современным условиям окружающего мира.
Задачи:

Формирование элементарных знаний об экономике и экономических понятиях.

Развитие основ экономического мышления.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах социально-экономического развития детей.

Данное направление реализуется в рамках интеграции социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников.
Осуществляется:

  • в процессе организованной образовательной деятельности с детьми;
  • в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах  детской деятельности и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • в процессе взаимодействия с семьями детей.

  Для реализации задач мы используем  активные организационные формы образования воспитанников: игровые  и сюжетные ситуации, сюжетно-ролевые игры; решение логических задач; экспериментирование, моделирование; познавательно-исследовательские и творческие проекты; художественный труд.
В процессе активных форм взаимодействия дети лучше усваивают экономические основы, необходимые для их возраста: за товар нужно платить, деньги получают за работу, все товары и услуги создаются трудом взрослых и т.д.
Результат:

  • ребенок обладает элементарными представлениями из области экономики и рыночных отношений;
  • имеет представление о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом;
  • сформированы элементарные практические навыки в сфере экономических отношений;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

       В ОП МДОАУ «Детский сад № 46 г. Орска» в часть, формируемую участниками образовательных отношений, куда включаются программы, разработанные самостоятельно, учитывающие образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, включена  программа по познавательному развитию дошкольников «Экономическая азбука» для  детей от 6 до 7 лет.
Цель программы:
Формирование  основ экономической грамотности у детей от 6 до 7 лет.
Задачи:
1) формировать первичные экономические понятия;
2) объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.
3) обучать детей правильному отношению к деньгам, разумному использованию, способам их зарабатывания;
4) формировать элементарные представления о товаре как результате и продукте человеческого труда, его стоимости, ценности;
5) развивать умение осознавать свои потребности в разумных пределах, уметь выделять главное и второстепенное;
6) воспитывать нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность и т.д.
7) воспитывать уважение к труду взрослых, как основному продукту экономической среды.
    Но это не значить, что данную работу проводят только воспитатели старших и подготовительных групп.
    Результаты многочисленных отечественных и зарубежных исследований в области экономического воспитания детей дошкольного возраста, подтвержденные практикой образовательной работы, свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представления формируются у детей,начиная с четырех лет.
   Одной из основных форм организации экономического образования дошкольников, на наш взгляд, является занятие, нередко объединяющее в себе одновременно математику, развитие речи и окружающий мир, так называемое интегрированное занятие. Занятия знакомят детей с основными экономическими категориями, приобщают к экономически целесообразному поведению. В процессе решения проблемных ситуаций, возникающих как в литературных произведениях, так и в реальной жизни, в  процессе моделирования экономических ситуаций, в викторинах, конкурсах повышается интерес детей к приобретению экономических знаний, наблюдается стремление к саморазвитию.
    Основной вид деятельности дошкольников – игра. Поэтому помимо занятий с детьми проводятся различные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные) с экономическим содержанием.
    К семи годам дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как: «деньги», «стоимость», «бюджет семьи», «услуга», «качество», «реклама», «рынок», «богатство», «бедность» и др.
     Так же наше дошкольное учреждение является муниципальной творческой площадкой «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности». В рамках работы творческой площадки с педагогами был проведен семинар – практикум «Формы и средства по экономическому воспитанию дошкольников», муниципальный конкурс «Лучший центр по обучению финансовой грамотности дошкольников  «Копейка рубль бережет»  среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Орска. Победители конкурса были награждены дипломами и ценными призами.

Семинар-практикум «Формы и средства по экономическому воспитанию дошкольников» смотреть смотреть

ПРОЕКТ "Экономическое воспитание дошкольников" смотреть

Презентация "ЛЭПБУК Уральские промыслы" смотреть

Презентация "Уральские мастера" смотреть

Презентация "Дидактическое пособие на тему "В ГОСТИ К ХОЗЯЙКЕ МЕДНОЙ ГОРЫ" смотреть